История Сергиева Посада. Приходские церкви Сергиева Посада.

ПРИХОДСКИЕ ЦЕРКВИ СЕРГИЕВА ПОСАДА
Т.Ю.Токарева
Сергиев Посад, 1997

Сергиев Посад широко известен уникальным комплексом архитектурных сооружений Троице-Сергиевой лавры. Однако мало кто знает, что в городе существуют и другие достойные внимания и изучения памятники архитектуры, среди которых видное место занимают приходские церкви.

Храмы города строились для жителей подмонастырских сел и слобод уже с XV в. в связи с возникновением первых территориальных обособленных поселений.

К концу XVII в. вокруг Троице-Сергиева монастыря сложились шесть приходов: Пятницкий (или Введенский) в Нижней Служней слободе и Рождественский в Верхней (или Нагорной) Служней слободе, расположенные к востоку от монастыря; Вознесенский в Иконной слободе на горе Волкуше (бывшая Терентьева роща) - к юго-востоку от монастыря; Успенский (или Никольский) в селе Клементьеве - к югу; Ильинский (или Казанский) в Пушкарской и Стрелецкой слободах - к западу и Воскресенский - к северу от обители, в Кокуеве.

Почти в каждом из шести тогдашних приходов, по традиции, существовало по две, стоявшие рядом церкви: теплая (зимняя) и холодная (летняя). Все они, кроме Введенской и Пятницкой церквей на Подоле, были тогда деревянными. К сожалению, ни одна деревянная церковь города не дошла до наших дней. Непродолжительный срок службы деревянных строений обусловлен не только недолговечностью самого материала, но и такими бедствиями, как частые пожары, вражеское разоренье и прочее.

В архитектурном отношении деревянные приходские церкви сел и слобод Троицкого посада XVII в. были двух основных типов: клетские и шатровые. Основой объемной композиции клетского храма являлась клеть - прямоугольный сруб. Для шатрового храма, основой которого могли быть и клеть и восьмерик, обязательным было пирамидальное завершение. К храмам, как правило, прирубались с запада трапезные палаты, а иногда и колокольни "на восемь стен", т.е. восьмигранные в плане.

Приходские церкви стояли на "церковной земле", принадлежавшей храму, на которой, кроме зданий самих церквей, находились дома церковного причта, а нередко и приходское кладбище. Многие храмы в XVII в. содержали нечто вроде богаделен для бесприютных вдов, бобылей и сирот. Традиция эта, впрочем, сохранялась и позже, вплоть до XX в. Храмы в городе строились в основном на средства прихожан, а изредка при помощи Троицкого монастыря. Почти все церкви, кроме Рождественской и Успенской, не имели в собственности пахотной земли.

В XVIII в. все Сергиевские приходы, за исключением Воскресенского, строят новые, весьма вместительные каменные храмы, причем каждая новая церковь ставилась на месте предыдущей или на небольшом расстоянии от нее.
Первая каменная церковь была поставлена прихожанами Верхней Служней слободы в 1736 г. во имя Рождества Христова. В 1769 г. строится Успенская церковь в селе Клементьеве, в 1773 г. - Ильинская в Пушкарской слободе и в 1779 г. - Вознесенская на горе Волкуше. Позже, уже в 1820 г., в Воскресенском приходе также появляется свой храм - Петропавловская церковь. Таким образом, в городе за несколько десятилетий было построено пять приходских церквей. Все эти храмы, включая Пятницкую церковь на Подоле, поставлены по одной и той же трехчастной схеме: храм, трапезная и колокольня соединены в один объем и расположены строго по горизонтали по оси восток-запад. Церкви Рождества Христова, Успенскую, Ильинскую и Вознесенскую можно отнести к барочному периоду, затянувшемуся для культового зодчества провинции вплоть до начала XIX в. К эпохе классицизма принадлежит Петропавловская церковь, в которой элементы последнего перевешивают барочные черты.

В первой половине XIX в. в городе были сооружены кладбищенские церкви, из которых лучше других сохранилась Всехсвятская (1834) на Кокуевском погосте, построенная в стиле классицизма. Храмы в честь Святого Духа (1832) на Клементьевском кладбище и во имя Всемилостивого Спаса (1854) на Вознесенском погосте, к сожалению, ныне утрачены.

В самом начале XX в. Сергиев Посад обогатился еще одним весьма оригинальным культовым сооружением - церковью Михаила Архангела в Красюковской "слободе". Эта постройка выпадает из рамок традиционного церковно-приходского строительства и является редким образцом архитектуры эпохи историзма.

С 1917 г. начинается сложный период в истории приходских церквей. В течение 20-30-х годов все храмы, за исключением Ильинского, были закрыты. В них поселяются новые хозяева - различные предприятия и учреждения, использовавшие церковные здания по своему усмотрению. Из приходских церквей больше других пострадал храм Рождества Христова, "упакованный" в кирпичное здание общежития трикотажной фабрики. Почти все храмы в той или иной степени подверглись грубым перестройкам и переделкам, а иногда и уничтожению. Так, в 1958 г. была разобрана единственная городская деревянная церковь, стоявшая в Ильинском приходе - храм Казанской Богоматери 1752 г.

В 1960 г. Постановлением Совета Министров РСФСР архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры, а также четыре церкви города: Введенская, Пятницкая, Успенская и Ильинская были объявлены памятниками архитектуры республиканского значения. Принятие данного решения способствовало сохранению памятников и привлечению внимания общественности к их защите.

В начале 1990-х годов, в связи с изменением государственной политики по отношению к религии и церкви, почти все храмы города были переданы общинам верующих. Тогда же были начаты и продолжаются по сей день реставрационно - восстановительные работы по памятникам.

Приходские церкви играют важную роль в облике города. Их вертикали, отмечающие собой исторически сложившиеся центры подмонастырских поселений, подчеркивают особенность и своеобразие архитектурного пейзажа Сергиева Посада. Храмы города - ценнейшая часть культурного наследия края. Остановимся подробнее на каждом из них.
ВВЕДЕНСКАЯ И ПЯТНИЦКАЯ ЦЕРКВИ
(проспект Красной Армии)

1. Пятницкая (конец XVII в) и Введенская (1547) церкви. Современный вид с запада.
Самые древние церкви Сергиева Посада - это расположенные с юго-восточной стороны от Троице-Сергиевой лавры, внизу, на Подоле - церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы и храм мученицы Параскевы Пятницы (ил. 1).

Исторические судьбы двух подольных церквей тесно связаны друг с другом. Обе они неоднократно меняли свой статус в зависимости от исторических условий.

Первоначально на Подоле стояла деревянная Введенская церковь с приделом мученицы Параскевы, построенная, вероятно, еще в XV в. и служившая приходским храмом для селившихся здесь монастырских слуг - чиновников, управлявших обширным вотчинным хозяйством монастыря.

Позже на Подоле возник мужской монастырь, занимавший зависимое положение от обители преп. Сергия. В 1547 г. боярин Иван Хабаров финансировал строительство каменной монастырской Введенской церкви. Тогда же на средства Троицкого монастыря и "христолюбцев" (добровольных жертвователей) была сооружена и Пятницкая церковь.

После польско-литовской осады 1608-1610 гг. Троицкий монастырь, по словам библиотекаря Московской Духовной академии иеромонаха Арсения, "уврачевал нанесенные Подольному монастырю раны". В 1611 г. "поделали и освятили" Пятницкую церковь, а в 1621 г. - Введенскую, причем восстановленный Пятницкий подольный монастырь стал женским. В описи 1641 г. значится: "у Троицы за городом... монастырь, а в нем храм во имя Введения Богородицы, камен, крыт тесом, глава и крест обиты немецким железом... Да другая теплая церковь во имя святыя великомученицы Параскаевгеи нареченные Пятницы, с трапезою, каменная ж, крыта тесом, глава и крест обиты немецким железом, ... а строение в церквах все монастырское. Да на той же церкви зделана колокольными... Да в монастыре же тринадцать келий, живут в них старицы, а строение кельи их же стариц..."

Впоследствии пришедший в упадок монастырь был упразднен, а подольные церкви с Великого поста 1679 г. стали приходскими храмами Нижней Служней слободы. Тогда же, по-видимому, поставлена новая, ныне существующая Пятницкая церковь.
Введенский приход просуществовал вплоть до 1896 г., когда ввиду малочисленности и бедности прихожан он был закрыт, а здания церквей вместе с окружающей их территорией были переданы Лавре.

2. Пятницкая и Введенская церкви. Вид с запада. Фотография начала XX в.
События 1917 г. внесли свои коррективы в судьбу подольных храмов. Начиная с 1919 г. они опять стали приходскими, а с 1928 г. закрылись вообще. 1 июня 1929 г. городские власти сдали церкви Правлению кооперативного общества "Смычка" под склад. В период деятельности общества здания церквей пришли в крайне запущенное состояние (ил. 2). Лишь в 1960-х годах, когда подольные церкви были переданы Загорскому музею-заповеднику, начались исследовательские и реставрационные работы по памятникам. В результате оказалось, что существующая Введенская церковь 1547 г. является примером своеобразного переплетения древних и более поздних частей: основной объем церкви до второго яруса сводов принадлежит к XVI в. Пятницкая церковь, напротив, принадлежит ко второй половине XVII в. Вопрос о том, была ли она перестроена или сложена заново в конце XVII в., не встречает единодушия во мнении исследователей.

В 1991 г. Загорский музей передал подольные церкви Лавре; одна из них - Пятницкая является действующей.

Введенская церковь относится к крестово-купольному типу православных храмов. Она представляет собой прямоугольное в плане, стройное двухъярусное сооружение с тремя высокими полукруглыми апсидами (алтарными выступами) и позакомарным покрытием, увенчанное граненым барабаном с позолоченной главой луковичной формы. Нижний ярус (подклет) имеет четыре опорных столба, несущих сводчатые перекрытия. Из четырех внутренних столбов в интерьере церкви уцелели два восточных с алтарной преградой между ними. Пара западных столбов разобрана в 1740 г. при устройстве нового сомкнутого свода, барабана и купола.

Декоративное убранство фасадов составляют тонкие профилированные лопатки, пояс-фриз из килевидных нишек, проходящий по верху стен. Апсиды украшены вертикальными валиками, соединенными перевернутыми арочками с резными вставками. Над ними сохранились остатки терракотового фриза с рельефными изображениями дельфинов.

В целом Введенский храм, построенный по образцу монастырской Духовской церкви 1476 г., повторяет план, размеры, пропорции и характер декора своего прототипа, сочетая в себе архитектурные традиции XV, XVI и XVIII вв.
Церковь великомученицы Параскевы Пятницы, расположенная к северу от Введенской, относится к традиционному для церковно-приходской архитектуры типу трехчастных храмов, построенных наподобие корабля. Храм состоит из четверика церкви с далеко вынесенной полукруглой апсидой, квадратной бесстолпной трапезной и колокольни, соединенных в один объем и расположенных по оси восток-запад.

Церковь прямоугольная в плане, бесстолпная, перекрыта сомкнутым сводом и увенчана круглым глухим барабаном с куполом луковичной формы. Примыкающая к трапезной колокольня - это восьмерик на четверике (композиционный прием возведения восьмигранного объема на четырехгранном). Она опирается на два пилона и на западную трапезную стену, в толще которой устроена лестница.

Пятницкая церковь нарядно украшена. Ее стены, разделенные лопатками на три прясла, завершены профилированными закомарами с лентами килевидных нишек и поребрика. Богатые наличники в виде стрельчатых кокошников оформляют окна церкви и трапезной. Входной перспективный портал храма убран своеобразной геометрической резьбой. Колокольню украшают многочисленные декоративные элементы, отличающиеся несколько дробным характером.

Таким образом, нарядная и уютная Пятницкая церковь, объемы которой как бы нанизаны на горизонтальную ось, существенно отличается от соседнего стройного и величавого Введенского храма. Если в архитектуре последнего переплетаются древние и поздние части, то Пятницкая церковь - это цельный памятник новой архитектуры XVII в., в основном сохранивший свой первоначальный вид и отвечавший вкусам посадского населения.


ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
(ул. Вифанская)

3. Церковь Рождества Христова. 1736 г. Вид с севера. Фотография конца XIX - начала XX в.
Каменная церковь Рождества Христова, жестоко испорченная в советское время, расположена к востоку от Троице-Сергиевой лавры, в бывшей Верхней Служней слободе.

Самое раннее известие о ней содержится в Писцовых книгах 1623/24 гг., согласно которым в слободе находились две деревянные церкви, поставленные на средства монастыря: Рождественская и Двенадцати апостолов с приделом в честь московских митрополитов Петра, Алексея и Ионы.

Храмы эти в течение XVII столетия неоднократно отстраивались заново, причем к концу века Апостольскую церковь сменил храм Иоанна Богослова. Здания церквей, поставленные к тому времени на средства зажиточных троицких слуг, дома служителей, а также церковное кладбище занимали территорию, площадью в полторы десятины (1,6 гектара).

Деревянная Рождественская церковь просуществовала до конца 1729 г. В ноябре того же года архимандриту Варлааму "бьют челом... попы и приходские люди" с просьбой вместо обветшавшей деревянной построить одноименную каменную церковь с приделом на том же месте. Вскоре после прошения по указу императора и по приказу Синода было начато строительство каменной церкви "при пособии монастыря", законченное в 1736 г.

Через несколько лет она была объявлена собором, "поскольку церковь... каменная, трехпрестольная и состоит близ самой Лавры..." При ней учреждалось духовное правление (протопопия) всеми приходскими церквями города и 34 окрестными церквями.

Храм построен по той же трехчастной схеме, что и Пятницкая церковь, однако размерами значительно превышает ее (ил. 3). На фотографии рубежа XIX-XX вв. (более ранние изображения церкви не обнаружены) Рождественский храм предстает в виде массивного двусветного четверика, перекрытого сомкнутым сводом, прорезанным люкарнами (чердачными окнами). Храм венчает небольшой барабан с куполом луковичной формы. Интересной особенностью церкви являются граненые выступы северной и южной стен четверика, главного алтаря и алтарей приделов трапезной. Вероятно, к концу XIX в. от первоначального вида остались только основные объемы церкви и трапезной. Колокольня же была построена заново в 1820 г. Тогда же, повидимому, изменены декоративное убранство всего здания, перекрытия и фасады приделов. Треугольные фронтоны последних явно не соответствуют криволинейным очертаниям скругленных выступов памятника. В то же время они перекликаются с классицистическим обликом новой четырехъярусной колокольни и общим строгим декором сооружения.
4. Церковь Рождества Христова. Современный вид с северо-запада.
Таким образом, поздние переделки, внесшие явную разностильность в облик церкви, сильно обеднили это интересное и редкое по композиции сооружение, построенное в стиле барокко. По словам известного историка русского искусства А.И.Некрасова, Рождественская церковь "представляет собой любопытнейшее явление перехода от древнего русского искусства к новому".

В настоящее время Рождественский храм утратил свое значение для городского ландшафта. В 1886 г. к нему с запада был пристроен трехэтажный корпус женской богадельни. Позже вид на церковь был закрыт высоким зданием доходного дома. Непоправимый ущерб храму нанесен в советское время: колокольня и алтарь разрушены, а сам он оказался встроенным в фабричное общежитие. Теперь узнать церковь можно по хорошо заметным трехгранным выступам бывшего четверика и фасадам приделов (ил. 4).
ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ БОГОМАТЕРИ
(ул. Болотная)

5. Успенская церковь. 1769 г. Вид с северо-запада. Фотография конца XIX - начала XX в.
Успенская церковь расположена к югу от обители преп. Сергия в бывшем подмонастырском селе Клементьеве. Это поселение, находившееся на важном торговом пути, ведущем из Москвы в северные города, имело свою церковь, вероятно, еще в XV в. Первое достоверное известие о ней относится к 1513 г.: "лета 7022... священа бысть церковь древяная в селе Клементьеве".

К концу XVI в. в селе было уже две церкви, поставленные на средства местных жителей: в честь Николая чудотворца (клетского типа) и холодная во имя Успения Богоматери "древяна вверх" (то есть шатровая). При церквях в 22 кельях жили "старицы-черноризицы, питавшиеся от церкви божией".

Вскоре после осады монастыря, когда выжжены были окрестные поселения, в Клементьеве отстроили только одну церковь - Никольскую. К середине XVII в. ее сменила шатровая Успенская. В монастырской Описи 1641/42 гг. имеется краткое описание ее внешнего вида и внутреннего убранства: "...церковь ...о трех верхах, шатровые, главы обиты немецким железом, с правую сторону предел Николы Чудотворца, а с левую сторону Алексей человек божий... Да у церкви колокольница рублена восемь стен, над нею шатер, глава обита чешуёю". Судя по описанию, это был стройный трехглавый храм с двумя приделами, трапезной и колокольней, глава которой была покрыта лемехом.

После опустошительного пожара 1746 г., на средства прихожан в 1757 г. было начато строительство ныне существующей каменной церкви, законченное в 1769 г. (ил. 5). Новый храм имел четыре престола: в честь Успения Богородицы, иконы Богоматери "Живоносный Источник", Рождества Иоанна Предтечи и святителя Николая, причем по последнему вся церковь называлась еще и Никольской.

Успенская церковь, также как и Рождественская, была построена по трехчастной схеме. Ядро храма представляет собой высокий двусветный бесстолпный восьмерик с узкими диагональными гранями, перекрытый крутым сводом. Храм увенчан стройным двухъярусным барабаном с небольшой луковичной главкой. Алтарь церкви прямоугольный, его объем усложнен полукруглым выступом посредине.

6. Успенская церковь. Современный вид с юго-востока.
Примыкающая с запада трапезная, равная по высоте алтарной апсиде, в плане представляет собой трехконечный крест, в боковых ветвях которого находятся приделы, их внешние углы также срезаны. Восемь столбов, свободно стоящих в интерьере трапезной, поддерживают сложную систему оригинальных сводов. Трехъярусная колокольня Успенской церкви была увенчана высоким глухим шатром с миниатюрной главкой (в конце 1930-х годов колокольня была разрушена; в последние годы ведутся работы по ее восстановлению).

Продуманный, выдержанный в традициях позднего барокко декор здания подчеркивает архитектонику храма, его разнообразные объемы. Нижняя часть церкви, алтарь и трапезная вместе с боковыми ветвями обработаны рустом (декоративной рельефно выступающей горизонтальной кладкой). На гранях многочисленных углов расположены парные пилястры. Фасады восьмерика оформлены круглыми фронтонами, сглаживающими переход от стен к сферической кровле. Нарядные лепные наличники обрамляют окна; междуэтажные и венчающие карнизы, состоящие из нескольких лент профилей, опоясывают здание.

Храм Успения Богоматери - это одна из лучших барочных церквей Сергиева Посада. Внушительные размеры, выразительный силуэт, богатая пластическая обработка фасадов, а также оригинальный и гармоничный интерьер выделяют Успенский храм среди прочих посадских церквей. Расположенная на возвышенности, она господствует над окружающей застройкой, являясь единственным звучным акцентом архитектурного пейзажа бывшего села Клементьева (ил. 6).
ЦЕРКВИ ИЛЬИНСКОГО ПРИХОДА

7. Казанская церковь. Вид с юга. Фотография конца XIX - начала XX в.
После снятия осады Троицкого монастыря на холме, к западу от него, отстраиваются Стрелецкая и Пушкарская слободы, в которых поселяется постоянный воинский гарнизон крепости. Собственная приходская церковь во имя Казанской иконы Богоматери с приделом пророка Илии, построенная на средства жителей, существовала в этих слободах уже в 1645 г. Со временем она весьма обветшала. Священники и прихожане жаловались келарю Троице - Сергиева монастыря Иосифу Бурцеву: "служить де в той церкви стало невозможно и опасно... и как бы во время божественного пения во оной церкви народу не подавило". В 1727 г. придельная Ильинская церковь была разобрана и срублена заново, рядом с прежней Казанской.

Опустошительный пожар 1746 г. уничтожил оба храма "до основания". Через месяц после пожара прихожане вновь "бьют челом" лаврскому начальству с просьбой разрешить им строительство новых деревянных церквей. В 1747 г. на том же месте была поставлена церковь пророка Илии, а вместо сгоревшей Казанской срублена только часовня. Позже, в 1752 г. на месте этой часовни воздвигли Казанскую церковь, просуществовавшую вплоть до 1958 г. (ил. 7).

Церковь Казанской иконы Богоматери находилась севернее существующей Ильинской; место, на котором она стояла, так и осталось пустым.

Церковь эта была редким образцом деревянного храма ярусного типа, едва ли не единственным во всем Подмосковье. В конструктивном отношении она представляла собой высокий прямоугольный сруб, на котором стояли три последовательно уменьшающихся восьмерика.

С востока к церкви примыкал пятистенный алтарь, а с запада - прямоугольная в плане трапезная с двускатной кровлей. Колокольни у Казанской церкви не было.

Ее внутреннее пространство было открыто на всю высоту; переход от четверика к восьмерику осуществлялся при помощи деревянных криволинейных парусов.

По мнению очевидцев, "церковь эта выглядела довольно благолепно". Храм снаружи был окрашен в розовый цвет, глава и крест позолочены. Стены внутри храма были покрыты "серым колером на масле и расписаны орнаментами", купол украшен живописью. Росписи выполнены прихожанином Ильинского прихода, руководителем лаврской иконописной мастерской Иваном Матвеевичем Малышевым. Иконы иконостаса, в основном, были написаны в 1884 г. сыном И.М.Малышева - Константином.
Высокая деревянная Казанская церковь вместе с каменной Ильинской составляли удивительно живописную группу, стоявшую на склоне холма над Келарским прудом.

Вскоре после революции храм опустел; его плачевное состояние в 1928 г. отмечал А.И.Некрасов: "он покачнулся и готов упасть".

Через тридцать лет полностью обветшавшая Казанская церковь по решению городских властей была разобрана. В результате город потерял "любопытный и... единственный во всех городах Московской губернии памятник древнерусского зодчества" ярусного типа.

8. Ильинская церковь. 1773 г. Современный вид с северо-востока.
Церковь пророка Илии (ул. Кузьминова). Строительство каменного Ильинского храма было начато еще в конце 1760-х годов на месте деревянной церкви 1747 г. Известно, что кирпич для него изготовлялся на монастырском олифленном дворе с 1766 г.

Храм пророка Илии с приделом в трапезной в честь митрополита Дмитрия Ростовского был освящен в 1773 г. наместником Лавры Павлом (Зерновым). В 1878 г. в трапезной появился еще один придел - во имя Иверской иконы Богоматери.

Архитектура Ильинского храма повторяет все ту же трехчастную схему, характерную для остальных каменных приходских церквей XVIII-XIX вв. Вытянутый с востока на запад храм состоит из небольшого, почти кубического, объема четверика с высоким полукруглым алтарем, увенчанного крупным двухъярусным барабаном и куполом, а также широкой трапезной и трехъярусной колокольни. В конце XIX в. к последней были пристроены помещения духовой печи и библиотеки, что несколько нарушило композиционное равновесие постройки. Тем не менее, Ильинская церковь является едва ли не самым лучшим приходским храмом Сергиева Посада, построенным в традициях развитого барокко (ил. 8). Он "выгодно отличается от других церквей города изяществом пропорций, тонким рисунком беленых порталов и наличников окон, ярко выделяющихся на темно-красном фоне ее стен, а также выразительным силуэтом кровли и стройного шатра колокольни" (В.И.Балдин).

Церковь пророка Илии никогда не закрывалась. Это единственный в городе храм, переживший советское время без серьезных потерь. В его интерьере сохранился пятиярусный позолоченный иконостас с колонками и карнизами, большинство икон которого выполнено в 1855 г. Иваном Малышевым. Им же были выполнены росписи стен и сводов здания.

В 1960 г. Ильинская церковь правительственным постановлением была поставлена на государственную охрану как памятник архитектуры республиканского значения.
ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ХРИСТОВА
(проспект Красной Армии)
9. Вознесенская церковь. 1779 г. Вид с севера. Фотография 1980-х годов.
Вознесенская церковь находится на горе Волкуше к югу от Троице - Сергиева монастыря в бывшей Иконной (или Вознесенской) слободе.
Первоначально на этом месте стояла одна деревянная церковь. К началу XVIII в. их было уже две: одна во имя Вознесения Христова, а другая в честь Трех Вселенских святителей.

В 1766 г. началось строительство новой каменной церкви, которая должна была стать двухэтажной. Однако была построена существующая одноэтажная холодная церковь Вознесения Господня с теплой трапезной и колокольней, освященная в 1779 г. (ил. 9).

При Вознесенской церкви, также как и при Рождественской, находилась женская богадельня, устроенная в 1853 г. на средства купца Алексея Егоровича Ерофеева. Она была рассчитана на 12 человек.

Вознесенская церковь повторяет все ту же схему приходского храма и состоит из низкого двусветного четверика, увенчанного небольшой главкой, вместительной трапезной с двумя приделами (во имя Трех Вселенских святителей и иконы Богоматери "Всех Скорбящих Радость") и трехъярусной столпообразной колокольни. Четкие геометрические формы Вознесенской церкви несколько сглажены фигурными криволинейными кровлями четверика, алтаря и колокольни.

Декоративное убранство фасадов здания маловыразительно. Церковь украшена сдвоенными пилястрами, плоскими наличниками, а также тонкими лентами профилированных карнизов. Колокольня, западный фасад которой находится вблизи красной линии проспекта, выглядит более нарядно. Ее нижний ярус обработан рустом, арки второго и третьего ярусов дополнены крестообразными и круглыми окнами.

В целом, приземистый и тяжеловесный храм Вознесения Господня является последним по времени памятником барокко в городе и, пожалуй, наименее удачным из всех посадских церквей.
ЦЕРКОВЬ ОБНОВЛЕНИЯ ХРАМА ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА
(ул. Первой Ударной армии)

10. Церковь Обновления храма Воскресения Христова (Петропавловская). 1820 г. Вид с юга. Фотография конца XIX - начала XX в.
Воскресенская церковь находится к северу от Лавры в бывшей Казачьей слободе, которая называлась еще Конюшенной, Каличьей и Кокуевой.

Существует предание, согласно которому возведение в этой слободе церкви связано с трагическими событиями осады, монастыря 1608-1610 гг. Место это "окроплено христианскою кровию яко дождевыми каплями", - сюда часто совершались вылазки осажденных за дровами, поскольку в те годы здесь был самый близкий к обители лес. В память об этих событиях и в надежде воскресения погибших защитников в 1654 г. был впервые поставлен храм в честь Воскресения Христова. Строительство церкви осуществлялось на средства монастыря по указу царя Алексея Михайловича и по благословению патриарха Никона.

К середине XVIII в. в Каличьей слободе существовало две деревянные церкви: Воскресенская и Петропавловская, причем известно, что в 1755 г. ветхая Воскресенская была заменена новой.

Существующая каменная Воскресенская церковь с приделом в трапезной во имя апостолов Петра и Павла была поставлена на средства прихожан в 1820 г. Этот храм, несмотря на единую для всех городских церквей XVIII-XIX вв. композиционную схему, стилистически существенно отличается от остальных, поскольку относится к эпохе классицизма.

На сегодняшний день Воскресенская церковь сохранилась не полностью, поэтому судить об ее облике можно лишь по фотографиям конца XIX - начала XX в. (ил. 10). Ее объемная композиция - это высокий четверик, к которому с трех сторон (восточной, северной и южной) примыкают низкие объемы полукруглых выступов (апсид). Стены четверика завершены треугольными фронтонами. Храм перекрыт сомкнутым сводом, в зените которого расположен круглый барабан, несущий луковичную главку на тонкой шейке. Северный и южный входы в храм оформлены четырехколонными портиками с фронтонами в завершении. Трапезная Петропавловской церкви квадратная в плане, ее внутреннее- пространство отделено от ядра храма западной стеной четверика, в которой имеются входные пролеты арочной формы. По одной оси с храмом и трапезной расположена трехъярусная колокольня, все ярусы которой пропорционально убывают кверху.

Четкие, геометрически правильные формы различных элементов декоративного убранства выявляют конструкцию здания. Строгие, ленточного типа, наличники с нишами и сандриками, плоские пилястры, тонкие карнизы и редкие сухарики - вот основные украшения фасадов здания.

11. Церковь Обновления храма Воскресения Христова (Петропавловская). Современный вид с юго-востока.
В конце XIX в. церковь окружала кирпичная ограда с въездными воротами и двумя двухъярусными восьмигранными башнями по углам, увенчанными длинными шпилями. В их архитектуре некоторые исследователи видели влияние находящейся рядом Уточьей башни. Ограда эта не дошла до наших дней, как не сохранилась и колокольня, два верхних яруса которой были разобраны в 1952 г.

В начале 1990-х годов Петропавловская церковь была передана общине верующих, тогда же были начаты ремонтные работы по памятнику (ил. 11).

В целом, Воскресенский храм является единственным в городе сохранившимся памятником культового зодчества первой четверти XIX в., относящимся к эпохе классицизма. Петропавловская церковь, игравшая существенную градообразующую роль в облике Сергиева Посада, нуждается в грамотной, продуманной реставрации, которая вернула бы зданию его выразительный облик.
ЦЕРКОВЬ МИХАИЛА АРХАНГЕЛА
(пер. Березовый)

12. Церковь Михаила Архангела. 1902-1903 гг. г. Вид с востока. Фотография начала XX в.
Церковь во имя Архангела Михаила расположена к востоку от Лавры в районе, получившем название Красюковки по имени бывшего владельца этих земель генерала в отставке Михаила Красюка. Он построил здесь в 1902-1903 гг. по благословению старца Гефсиманского скита иеромонаха Варнавы домовую церковь с богадельней в честь своего небесного покровителя. Позже церковь эта стала приходской.

Единственным свидетельством первоначального облика храма служит дореволюционная фотография, на которой, кроме храма, запечатлены жилые покои генерала и деревянные расписные ворота с оградой (ил. 12).

В настоящее время церковь представляет собой своеобразную башнеобразного типа трехэтажную постройку (в верхнем этаже восьмигранную), восточным фасадом выступающую на красную линию улицы. К двум нижним этажам церкви с запада примыкает прямоугольный объем трапезной.

Собственно храм занимает второй этаж церкви и трапезной, в нижнем этаже первоначально была богадельня, а сейчас - помещения для служителей. Верхний, третий этаж храма (восьмерик) служит чердачным помещением и используется в качестве звонницы. Церковь перекрыта восьмигранной низкой кровлей полусферической формы. Венчает здание деревянный крест. Первоначальная звонница церкви располагалась "под главой на кровле храма". В 1926 г. у нее было 5 колоколов. К трапезной с юга примыкает двухэтажный жилой дом, нижний, каменный этаж которого построен, вероятно, еще на рубеже веков.

Здание церкви кирпичное, неоштукатуренное. Элементы декора не выделены цветом. Грани храма обработаны широкими парными лопатками, между рядами арочных окон проходит пояс из фигурных ниш - филенок, окна среднего яруса имеют зубчатые обрамления. Северный и западный фасады трапезной декорированы более скромно.

Внутреннее пространство здания перекрыто фигурными сводиками. Храм от трапезной отделен полуциркульной аркой, перекинутой от северной стены к южной.

В целом церковь Михаила Архангела, построенную в традициях русского зодчества рубежа XIX-XX вв., отличают несколько тяжеловесные устойчивые формы и насыщенный рельефный декор с характерными небелеными стенами. Она является редким и необычным образцом архитектуры эпохи историзма. Расположенная в одном из самых живописных уголков города Архангельская церковь, как и другие храмы, является основным организующим градостроительным звеном Красюковки (ил. 13).

В 1990 г. эта церковь была передана общине верующих. В настоящее время она рекомендована к постановке на государственный учет, как интересный памятник архитектуры.
13. Церковь Михаила Архангела. Современный вид с востока.

СВЯТЫЕ И ПРАЗДНИКИ, КОТОРЫМ ПОСВЯЩЕНЫ ХРАМЫ ГОРОДА

Алексий, Человек Божий - один из самых популярных святых в Византии и на Руси, сын богатых римлян, покинувший свой дом и проживший всю жизнь в добровольном нищенстве.

Апостолы Петр и Павел почитаются как "верховные" посланники Христа, причем апостол Павел не входит в число 12 учеников Иисуса, он не знал его при жизни. Петр и Павел были казнены за веру мучительной смертью.
Архангел Михаил - один из чинов бесплотных сил, служащих Богу, архистратиг (с греч. "верховный военачальник"), полководец, воевода верных Богу ангелов, победоносный враг Сатаны, победитель зла. Он считался покровителем воинов.
Введение во храм Пресвятой Богородицы - двунадесятый богородичный праздник, установленный в память начала ее жизни в Иерусалимском храме.

Великомученица Параскева Пятница (III в. н.э.) проповедовала веру в Христа в период гонения на христиан при императоре Диоклетиане, была осуждена и обезглавлена.

Вознесение Христово - двунадесятый праздник, установленный в память о вознесении Иисуса Христа на небеса, произошедшем на 40 день после его Воскресения.

Дмитрий, св. митрополит Ростовский (1651-1709 гг.) широко известен как автор Четьих-Миней.

Икона Богоматери "Всех Скорбящих Радость" (утоляющая людские страдания) прославилась исцелениями в Москве в первой половине XVII в. Образ был очень распространен в России в XVIII-XIX вв.

Икона Богоматери "Живоносный источник" происходит от древнего греческого образа, написанного в одноименном храме, построенном императором Львом Маркелом в IV в. н.э. над прославленным чудесами источником, находившемся за стенами Константинополя возле "Золотых ворот".

Иверская икона Богоматери находится в одноименном монастыре на Афоне, куда она, по преданию, приплыла в 999 г. по водам Мраморного моря, пущенная из города Никеи во время гонения на иконы. С этой иконой, а также с ее московским списком 1648 г. связано множество чудес.

Казанская икона Богоматери - праздник в ее честь установлен в связи с Казанским походом царя Ивана IV. После взятия города 1 октября 1552 г. Богородица, по преданию, явила там свою икону для того, чтобы утвердить в христианской вере тамошних жителей. Обретение иконы произошло 8 июля 1579 г.

Илия - ветхозаветный пророк, взятый живым на небо.

Николай Чудотворец - святой святитель, архиепископ г. Мир Ликийских, прославившийся чудесами при жизни и после смерти, один из самых почитаемых святых на Руси.

Обновление храма Воскресения Христова - подобное название церквей идет от сооружения на горе Голгофе в IV в. по приказу императрицы Елены храма во имя Воскресения Христова. В честь этого события православные церкви отмечают день Обновления Храма Воскресения Христова.

Рождество Иоанна Предтечи - праздник в честь рождения Предтечи Иисуса Христа и его Крестителя.

Рождество Христово - двунадесятый праздник, установленный в честь рождения, воплощения, прихода в мир Спасителя.

Три Вселенских святителя - это Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст - иерархи церкви (IV в. н.э.); прославились глубоким вкладом в развитие христианского вероучения.

Успение Богоматери (по слав. - смерть, "успление") - один из двунадесятых праздников, установленных в честь спасения Богородицы и ее вознесения после смерти на небо.
БИБЛИОГРАФИЯ

Арсений. Введенская и Пятницкая церкви в Сергиевском Посаде Московской губернии // Чтения в Обществе истории и древностей российских (далее ЧОИДР). М.,1894. Кн. 4; Он же. Казанская и Ильинская церкви Ильинского прихода в Сергиевом Посаде Московской губернии // ЧОИДР. М.,1896; Он же. Село Клементьево // ЧОИДР. М.,1887. Кн.2; Он же. Христорождественская церковь в Сергиевом Посаде Московской губернии // ЧОИДР. М., 1891, Кн. 3.

Балдин В.И. Загорск. М., 1989.
Вздорнов Г.И. Архитектура храмов Пятницкого подольного монастыря. 1959. Архив СПМЗ. Инв. НА-290.
Глебов Н. Храм во имя пророка Божия Илии в Загорске // Журнал Московской патриархии. 1973. N11. С. 19-24.
Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. М., 1909.
Горский А.В. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры. М., 1879.
Зубов В.П. Введенская и Пятницкая церкви. Архив СПМЗ. Инв. НА-1606.
Кавельмахер В.В. О времени построения Пятницкой церкви на Подоле в г. Загорске // Советская археология. М., 1982, N2.
Макаровская Г.А. Документальные материалы к истории подольного Пятницкого монастыря. 1974. Архив СПМЗ. Инв. НА-622.
Некрасов А.И. Художественные памятники Москвы и Московской губернии. М., 1928.
Памятники архитектуры Московской области. Каталог. М., 1975. Т. 1.
Ткаченко В.А. К вопросу об истории архитектуры Сергиева Посада XVIII-XIX вв. Сообщение. Архив "СПМЗ. Инв. НА-852.
Холмогоровы В.И. и Г.И. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVHI вв. Выи. 11. Десятина Троишшх вотчин // ЧОИДР. М., 1913, Кн. 2.
Хрунова Н.В. Свод памятников Сергиева Посада. Приходские церкви. Рукопись. Личный архив.
ПРИХОДСКИЕ ЦЕРКВИ СЕРГИЕВА ПОСАДА

СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК

Т.Ю.ТОКАРЕВА

СЕРГИЕВ ПОСАД
1997

Автор-составитель Т.Ю.Токарева
Ответственный редактор Т.Н.Манушина
Художник А.А.Киселев
Технический редактор М.П.Фантиков

Печатается по решению Научно-методического совета Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника.

В иллюстрациях использованы фотографии из фондов Сергиево-Посадского музея-заповедника и фотографа Г.Н. Плахуты.